Период от 3 до 6 лет - период, когда происходит активное развитие связной речи дошкольников. Он очень благоприятен для того, чтобы стимулировать активность речи ребенка. В этом возрасте необходимо уделять особое внимание выразительности речи, расширению словарного запаса, выработке способности к связному рассказу, к выражению своих эмоций и впечатлений. Конечно, лучше всего это усваивается в свободном общении. Когда взрослый обращает внимание дошкольника на мир вокруг.
Начинать можно с малого, например, “разбирать” целое на части: “Посмотри, вот цветок, что у него есть?” - “Корень, стебель, бутон, лепестки”. Аналогичным образом можно использовать игру для закрепления обозначений свойств предметов.
“Что бывает высоким?” - “Дом, дерево, столб”, разберитесь, что ниже, что выше. Старайтесь конкретизировать свойства предметов. А именно, не используйте такие выражения, как “Что больше дом или человек?”
Обязательно используйте разные свойства предметов: холодный, круглый, гладкий, твердый, жидкий, быстрый и т.д.
Конечно, можно использовать для этих целей и различные пособия, например, с малышами можно начинать с таких настольных игр
“Большой-маленький”
В этой игре представлены задания вот такого типа http://shkola7gnomov.ru/parrents/pozanimaytes_s_malyshom/ot_goda_do_dvuh_let/id/591/
но с карточками
Детям постарше можно предлагать уже задания другой сложности
http://shkola7gnomov.ru/parrents/pozanimaytes_s_malyshom/ot_pyati_do_shesti_let/id/704/
Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов сказки, стихи, скороговорки, речевки и остальные устные жанры. Все это должно быть в жизни детей ежедневно и в больших количествах. Чтение взрослых детям помогает обогатить как активный словарь, так и пассивную речь малыша. В процессе развивается связная речь. Сначала ребенок просто слушает, потом начинает задавать вопросы, позже сам отвечает на вопросы родителей, а потом уже дошкольник может и дословно запомнить текст различных произведений.
Хорошо использовать такую игру, как отраженный пересказ, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает. “Посадил дед…” - “Репку”
Также полезно предлагать дошкольникам составлять рассказы по сюжетным картинкам, например, из таких вот комплектов “Картотека сюжетных картинок”
К 5 годам ребенок уже может описывать свои действия, воспроизводить события из жизни, озвучивать свои фантазии.
Хорошо, если вы предложите своему старшему дошкольнику такие игры:
“Вспомни случай”
Для беседы необходимо выбрать одно из событий вашей совместной жизни. Например, прогулку по парку или поход в музей. Начинайте рассказывать друг другу, что вы помните. Вспоминайте детали. Как только добавить будет нечего, игра закончена.
Можно вспомнить другое событие.
“Непривычный разговор”
Выберете какой-нибудь детский стишок или отрывок из песенки, который вам и ребенку хорошо знаком. Попробуйте прочитать его сначала как обычно, потом ускорьте тем, потом прочитайте медленно. Дальше можно менять интонацию, говорить тоненьким голоском или басом. Также можно попробовать говорить с акцентом. Фантазируйте
“Расскажи, что было”
Эта незатейливая игра поможет занять ребенка, если ваши руки заняты, а мысли свободны. Неплохо будет, если у вас появится определенный ритуал, например, перед сном вы рассказываете по одной истории. Смысл в том, что вам необходимо рассказывать ребенку истории из его жизни, когда он был совсем маленьким или когда он еще не родился. например, пинался ножками в животике или икал. Нужно рассказывать о том, что было, пока ребенка еще не было в вашей жизни. Часто малыш будет просить рассказывать одну и ту же историю много раз. Не спорьте и не противьтесь, рассказывайте. Все это благоприятно сказывается на развитии речи ребенка.
“Мама, ты опоздала!”
Мультики - дискуссионный вопрос. Одни считают, что мультфильмы - это вред, другие. наоборот, полагают, что их просмотр благоприятно сказывается на развитии ребенка. В любом случае используйте просмотр мультиков в свою пользу. начинайте просмотр вместе. Где-то в серединке вспомните про срочное дело и опоздайте на конец. После того как мультик закончится, попросите ребенка рассказать вам, чем же дело закончилось.